История празднования Нового года

istoriya-prazdnovaniya-novogo-goda

Для чего придуман Новый год?
Чтоб дарить и получать подарки!
И для тех, кто этот праздник ждет,
Будет Новый год волшебный, яркий!

Новый год – любимый и ожидаемый праздник. Он ассоциируется у нас с еловым запахом, подарками, застольем в кругу семьи или среди близких людей, и прочей праздничной суетой.  А всегда ли он был таким? Откуда пошла традиция отмечать встречу нового года?

Празднование Новолетия у древних славян

Обычай встречать Новый год именно 1 января  появился относительно недавно. Нет абсолютно точных данных, когда именно праздновали Новый Год наши предки.

По некоторым данным, Новолетие отмечалось в так называемые Святочные вечера, длившиеся 12 дней. Начинались праздники со дня зимнего солнцестояния (21-22 декабря), когда считали, что Солнце – старик Световит умирает, и вместе с ним уходит старый год; и рождается новое солнце-младенец Коляда, а вместе с ним приходит год новый. Считалось, что в ночь, когда солнце старое умирает, а новое еще не успело родиться,  по земле бродит всякая нечисть. Люди собирались в эту ночь всем  родом, считалось, что так можно противостоять темным силам. Горе было тому человеку, который оставался один. Чтоб помочь солнцу-Коляде скорей родиться, наши предки разводили святочный огонь, в котором сжигали старые ненужные вещи.

Согласно другим источникам, начало года у древних славян, приходилось на праздник Комоедицы, в день весеннего солнцестояния. Это был праздник встречи весны, и одновременно наступления Нового года, то есть наступления нового сезона земледелия. Этот праздник еще связан с почитанием медвежьего божества, называемого ком. В этот день пекли блины и относили их в лес, для медведей.

istoriya-prazdnovaniya-novogo-goda

В Х веке, после Крещения Руси, Новый год стал праздноваться 1 марта,  в день прихода весны, и назывался «Первый день в году». В ХIV веке Православная церковь перенесла этот праздник на другое число –  1 сентября, и в этот день царь раздавал милостыню, а также принимал к рассмотрению различные просьбы простых людей.

Почему же Новый год празднуется 1 января?

Историки говорят, что в 46 г. до нашей эры,  император древнего Рима –  Гай Юлий Цезарь, провел так называемую календарную реформу, и постановил отмечать начало года первого января. Эта дата была связана с почитанием одного из римских божеств – Януса, бога всевозможных начинаний. Янус считался двуликим, одно из его лиц обращено к будущему, а другое – к прошлому.

В Россию традиция 1 января отмечать Новый год была привнесена намного позже. В 1699г. Петр I, приверженец европейских обычаев, издал приказ о переносе празднования Нового года  на первое число января, а летоисчисление вести от Рождества Христова. Петр  I лично запустил первый фейерверк, все дома, по его нововведению, должны были быть украшены еловыми ветвями. Обычай наряжать елку появился позже, был позаимствован из Германии.  Елка как вечнозеленое растение считалась символом неугасающей жизни. В день празднования Нового года Петр  I устраивал угощения для простых людей.

Праздник по времени  пришелся на древнеславянские святки, сопровождался пышным празднованием, и поэтому был радостно принят жителями Руси.

В настоящее время, для большинства европейских стран Новый год наступает именно 1 января.

istoriya-prazdnovaniya-novogo-goda

Страны, для которых Новый год приходит в другое время

Есть ряд стран, в которых начало Нового года приходится на другие даты.

Новый год в Китае приходит согласно с лунным календарем. Дата праздника разная каждый год, и приходится приблизительно на середину февраля. Наступление Нового года связано с приходом теплого времени года – весны, пробуждением природы от зимней спячки. Дома в этот день украшают ветками абрикоса, или персика, просто цветущими растениями. У китайцев Новый год – это  Праздник весны, еще он носит название «Гонянь». По древним преданиям, это лютый зверь, от одного вида которого, листья с деревьев облетали, и земля становилась бесплодной. Издавна люди пытались найти способ, как от этого чудовища избавиться. И придумали, как его прогнать – испугать громкими хлопушками. В этот день еще традиционно исполняется танец дракона.

В Иране, Киргизии, Новый год наступает 21 марта – это день весеннего равноденствия, и носит название «Науруз», что обозначает «новый день», в этот день готовятся традиционные национальные блюда.

В некоторых бывших странах СССР, таких как Таджикистан, Казахстан отмечают оба праздника: 31 декабря-1 января Новый год и 22 марта праздник «Науруз».

В Израиле Новый год называется по-другому – Рош-А-Шана, и празднуется он, через определенное количество дней после еврейского религиозного праздника песах, в начале месяца тишрей по еврейскому календарю ( этот день обычно где-то между началом сентября и октября). Этот праздник предшествует судному дню, и должен быть посвящен покаянию и молитве.  Принято в эти дни есть яблоки и мед.

У всех стран разные традиции, обычаи, но общая черта – это ожидание новых, светлых дней. Добро и счастье пусть принесет наступающий Новый год!

Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок - жмите на приглянувшуюся

Почему бы вам не узнавать обо всем первыми? Подпишитесь на обновления сайта прямо сейчас!

Введите ваш e-mail адрес:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

3 комментария к записи “История празднования Нового года”

  1. maria:

    В Иране Новруз празднуют очень сильно, выходные больше недели

  2. Иван:

    Вообще-то God, это не календарное понятие и переводится как бог. В европе 31 января отмечают New years, а не New god. А, что же такое новый бог? У католиков Иисус из назарии родился 25 декабря. Считаем 25,26,27,28,29,30,31-е декабря на 1января, получается с седьмого на восьмой день. У ортодоксов т.е. правоверных которые называют себя православными, Иисус родился 7 января с 13 на 14 “старый” новый БОГ, тоже с седьмого на восьмой день. А, что же было у евреев с седьмого на восьмой день? Правильно обрезание. Т.е. мы, как иваны не помнящие родства, забыв о своих традициях празднуем день обрезания какого-то там еврея из назарии. А китайцы, киргизы, иранцы и др. молодцы.

  3. владимир:

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

    Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

    В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

    1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ “о праздновании нового года”. Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

    Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба, опубликованного в сентябрьском номере “Отечественных записок” за 1848 год: «На днях я видел свадьбу… но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

    Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, – тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне).

    В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

    Сусальным золотом горят
    В лесах рождественские елки;
    В кустах игрушечные волки
    Глазами страшными глядят.
    О, вещая моя печаль,
    О, тихая моя свобода
    И неживого небосвода
    Всегда смеющийся хрусталь!

    (1908).

    С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья “Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!” Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей “безусловно выполнить план хлебозаготовок”. Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 – 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 – 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

    Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней – Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

    Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
    Как месяца луч в углубленье дупла.
    Ему заменяли овчинную шубу
    Ослиные губы и ноздри вола.
    Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
    Шептались, едва подбирая слова.
    Вдруг кто-то в потемках, немного налево
    От яслей рукой отодвинул волхва,
    И тот оглянулся: с порога на Деву,
    Как гостья, смотрела звезда Рождества.

    (Борис Пастернак. 1947 г.)

Оставить комментарий к записи Иван

Яндекс.Метрика