Красный,жёлтый и зелёный
Он на всех глядит в упор
Перекрёсток оживлённый
Жду, спокоен светофорНа красный свет-дороги нет!
На жёлтый – подожди!
Когда горит зелёный свет
Счастливого Пути!слова детской песенки
В современном календаре всемирных праздников есть совершенно разные торжества, посвященные конкретным людям, профессиям, целым нациям, событиям, действиям и прочее.
Некоторые из них были лишь недавно установлены международными организациями, такими как ООН или Юнеско, а некоторые настолько давно влились в жизнь, что уже и невозможно установить, откуда пошла та или иная традиция.
В одних странах международные праздники отмечаются очень широко, в других – более скромно, но всех их объединяет территориальная масштабность события.
Одним из необычных праздников можно назвать День светофора, который отмечается 5 августа.
История возникновения праздника. История светофора
Официальное празднование Дня светофора (5 августа) было определено после того, как в этот день, в 1914 году,
Они были очень схожи со светофорами, которые мы можем наблюдать сейчас на наших улицах, однако имели только две световые лампы (зеленую и красную), а их переключение сопровождалось звуковым сигналом.
Но это была не первая модель светофора. Еще раньше (10 декабря 1868 года) возле здания британского парламента в Лондоне была попытка установить некий регулировщик движения. Его автором был Джей Найт. Прибор состоял из двух семафорных крыльев, которые поднятые полностью обозначали остановку движения, а немного приспущенные – возможность прохода, но с осторожностью.
Светофор управлялся вручную, а в темное время суток его озарял вращающийся газовый фонарь с красным и зеленым свечением. А звуковой сигнал служил ориентиром для автомобилей.
Однако этот опыт был неудачным, так как уже через год (2 января 1869 года) прибор взорвался, поранив управляющего им полицейского, и идея со светофорами была забыта более чем на 40 лет.
Последующую попытку урегулировать транспортное и пешеходное движение предпринял Эрнст Сиррином в 1910 году – конструктор из Чикаго. Его запатентованная двухцветная модель с надписями «Stop» и «Proceed» была автоматической, управляющая потоками без участия человека.
Первый же электрический светофор с двумя круглыми сигнальными огнями красного и зеленого цвета был изобретен американцем Лестером Вайром в 1912 году, однако по неизвестной причине он не запатентовал модель.
Современный светофор
Прототипы моделей, которые чаще всего могут наблюдать водители наших дней – трехцветные конструкции, которые появились в 1920 году и были изобретены почти одновременно Джоном Ф. Харрисом (Детройт) и Уильямом Поттсом (Нью-Йорк). Первые и некоторые теперешние устройства были оснащены галогенами и лампами накаливания.
Сверхсовременные светофоры в разных странах претерпели некие модификации:
– оранжевый цвет вместо желтого.
– дополнительный сигнал – зеленая мигающая или статическая стрелочка или ее контур.
– звуковое сообщение, разрешающее и останавливающее движение пешеходов.
– светодиоды, дающие яркость и частоту свечения сигналов светофора.
– возможность вертикального и горизонтального расположения конструкции.
– введены многопрограммные режимы работы светофоров, интенсивность которых зависит от времени суток и насыщенности автомобильного потока.
Традиции празднования
Особых традиций празднования этого необычного события Дня светофора нет, но в каждой стране или отдельном городе правительство или руководство органов, отвечающих за безопасность движения на дорогах, могут проводить разнообразные рейды, показывать сценки о правилах безопасного дорожного движения для детей или устраивать эстафеты.
Интересные факты о светофорах
1. В первых моделях светофора зеленый цвет располагался сверху и только впоследствии его разместили внизу.
2. В России первая модель «регулировщика» была установлена 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении современных проспектов Невского и Литейного.
3. В Украине первая модель светофора была установлена уже в 1936 году в городе Харькове.
4. Необычные памятники светофорам были установлены в России в городе Новосибирск (2006 год) и Пермь (2010 год). Кроме них памятники в честь светофоров установлены в других городах разных стран.
5. Помимо уличных двух и трехсигнальных регулирующих конструкций существует еще множество видов: железнодорожные, велосипедные, реверсивные, для маршрутных автобусов, для пешеходов, трамвайные, речные, а также устройства, установленные в общественном транспорте.
6. По подсчетам социологов, жители крупных мегаполисов в ожидании зеленого сигнала, разрешающего движение, тратят около шести месяцев своей жизни.
7. Единственный в мире светофор наоборот (зеленый сверху, красный снизу) установлен в одном из американских городов – Сиракьюс. Причиной тому стало местное население ( в основном, эмигранты из Ирландии), которое регулярно разбивало стекла в конструкции. Им не пришлось по нраву, что зеленый цвет, символизирующий Ирландия, расположен под красным, символизирующим Англию, и поэтому власти были вынуждены изменить порядок цветовых сигналов.
8. В Праге есть узенькая улочка Винарна Чертовка, шириной около 70 сантиметров, движение пешеходов на которой регулирует светофор, однако бытует мнение, что это просто рекламный ход одной из местных пивных с аналогичным названием.
Безопасного всем движения на дорогах!
Какие же иногда существуют необычные праздники
Таня, спасибо за истории!
Ух-ты, как интересно! И все-таки очень правильно, что у такого полезного изобретения человечества даже свой праздник есть!
Очень интересно. Впервые слышу о таком празднике. Спасибо, Таня за познавательный рассказ.